09 января 2023, 12:49 ::: Культура и общество
Тонкое кружево всегда ассоциировалось с роскошью. Привычные нам воздушные узоры, украшавшие наряды знатных особ, появились в 17 веке. В России кружево возглавило сперва царскую, а после помещичью моду, которая растянулась на три столетия.
Ремесло существовало в разных уголках страны. Торжик, Рязань, Калязин, Вологд, Михайлов - каждый орнамент передавал уникальный культурный код региона. Не остался в стороне и Елец. С момента приобретения статуса купеческого города, местное ремесленничество превратилось в неотъемлемую и важную часть торговли, а во второй половине 19 века прибрело и всемирное признание и известность.
В 18 веке елецкий кружевной промысел поначалу обслуживал нужды офицеров, а затем и потребности домашнего быта, народных обрядов, церковного богослужения. Городские мещанки (в Ельце кружевоплетение не было массовым) наматывали моток шерсти, брались за большие деревянные коклюшки. Затем перекидывали правую коклюшку через левую, наполняя комнату благозвучным напевом крючков, "перевивали" и "плели". В обиходе мастериц шерсть была только первое время,позже её сменили лен, хлопок, шёлк, канитель, бумажные и металлические нити.
Нужно отметить, что именно в это время начинает себя проявлять уникальный елецкий узор. Орнаменты отличались природными (животными и растительными) мотивами, характерными прежде всего для этой местности: "гречишка", "жемчужка", "паучки", "павлинка", "Елецкий край", "шашки". В изделиях нашли свое отражение сказочные морозные узоры на окнах, изящность и легкость падающих снежинок, неброская красота русского подстепья, июньское разнотравье, лиричность и грусть народных песен. Самобытный стиль подчёркивало обилие ажурных решёток или лучистых тюлевых сеток, придающих узорам объемность и естественность. Это выделяло елецкое кружево среди остальных стилей кружевоплетения: оно было воздушнее, искусснее и гораздо тоньше, чем, скажем, кружево вологодское, рязанское и даже французское ("валансьон").
Спрос на Елецкое кружево был велик. Купцы приезжали купцы не только со всей Российской Империи, но и из Варшавы, Прибалтики, Парижа. Некоторое время заказов из Москвы и Санкт-Петербурга было так много, что их выполнение не было под силу всему Елецкому уезду. К 1913 году он занял первое место по объемам производства кружева и количеству мастериц, а ежегодный доход от продажи кружевных изделий в дореволюционной валюте достигал миллиона рублей.
Сейчас елецкое кружево продолжает пользоваться популярностью. Конечно, «имперский» объем производства несравним с сегодняшним. Но свою ценность уникальное ремесло не потеряло. Именитые российские дизайнеры то и дело вдохновляются нашим кружевом. Ведь что, как не деликатность, изящество и искусность может стать главным украшением платья, шали и, конечно же, женщины.
Прямой Эфир
Похожие статьи
Комментарии 0