Ещё не инвалид: путь к инклюзивному обществу - Студенческий портал

StudWeg

Студенческий портал ЕГУ им. И.А. Бунина

Ещё не инвалид: путь к инклюзивному обществу

26 марта 2024, 20:19 ::: Культура и общество

Ещё не инвалид: путь к инклюзивному обществу

Иван Иванов (имя изменено) оказался в непростой ситуации. Перелом шейки бедра заставил его обратиться за помощью в больницу, где после быстрого осмотра ему поставили лангет и разместили в палате. Сначала Иван думал, что ему повезло, – оформят больничный, обеспечат уход, никто не будет беспокоить – но столкнулся с пренебрежением со стороны медперсонала и с отсутствием в здании доступной среды для маломобильных граждан.

Самостоятельно спускаясь с третьего этажа на костылях, купленных за свой счёт (больница не предоставила временные), он думал о том, как живется тем, кто без оборудования и посторонней помощи передвигаться не может. Иван-то поправится, сможет бегать по любым лестницам, а для колясочников тут даже подъемник не предусмотрен.

От государственной больницы до переполненной улицы - неуважение к людям с ограниченными возможностями так же обыденно и систематично, как тень от солнца. Они вынуждены самостоятельно противостоять дискриминации в борьбе за свои права и достоинство. В этом им необходима помощь.

На первый взгляд может показаться, что в современном обществе нет места неравенству по признаку инвалидности. Но самый большой «-изм» по-прежнему остаётся в значительной степени незамеченным: эйблизм (инвалидизм, дисаблизм).

Инвалидизм относится к типам дискриминации по признаку инвалидности. Нюансы в понимании этого термина могут смутить столкнувшегося с ним впервые, но они важны для признания, выявления и устранения барьеров, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями.

Эйблизм — тип дискриминации, при котором трудоспособные люди рассматриваются как нормальные и превосходящие людей с инвалидностью; врожденное убеждение в том, что люди с инвалидностью ниже тех, у кого нет инвалидности. Инвалидизм может быть более прямым, сознательным актом дискриминации и жестокого обращения. Распространенными примерами являются оскорбления в адрес инвалидов, игнорирование кого-либо или покровительственный тон. Здание, спроектированное без пандуса или лифта для людей, которые в них нуждаются, отсутствие тактильного покрытия для слабовидящих в метро и на стадионах — все это примеры дискриминации.

Инвалидизм распространен в языке, детских историях, СМИ, на работе и в повседневных социальных взаимодействиях. Он настолько укоренился в нашей жизни, что большинство людей даже об этом не подозревают – эйблизм часто действует на системном уровне и не воспринимается как дискриминация.

Хорошим примером системного эйблизма является принудительная сегрегация людей с ограниченными возможностями в «специальные» школы или «защищенные» рабочие места из-за ограниченного выбора и господдержки этих вариантов. Хотя процесс принуждения людей к этим вариантам больше не происходит неуважительными способами, а в общеобразовательных школах появляется тенденция к инклюзивности образования, результат кардинально не меняется.

 

Позиции эйблистов часто встречаются в бытовых разговорах. Ненамеренный эйблизм проявляется в использовании «сочувственных» комментариев, таких как: «Я не могу представить жизнь после потери зрения. Это было бы ужасно». Эти замечания, даже если они направлены на установление связи между двумя людьми, раскрывают глубоко укоренившиеся убеждения и создают еще больший разрыв.

Комментарии типа: «Если вы не можете спуститься по лестнице, тогда вам не следовало покупать билеты на этот концерт», – демонстрируют низкие ожидания, которые отрицательно влияют на возможности людей в области образования, трудоустройства и социального взаимодействия.

Борьба с инвалидизмом – долгий процесс, но он того стоит. Перед нами стоит широкий спектр задач: ценить различные виды знаний и опыта, признавать сознательные и неосознанные предубеждения, которые есть у всех нас, и бороться с ними. Генерирование новых идей и более совершенных способов работы в этом направлении будет способствовать улучшению повседневной жизни – точно так же, как пандусы приносят пользу родителям, толкающим детские коляски, и людям, пользующимся специальными средствами передвижения.

Акцент на проектировании среды и взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями становится все более распространенным. Однако крайне важно проводить совместную работу способами, которые не являются символическими и не просто подтверждают существующую практику. В России такую задачу выполняет фонд помощи нейроотличным людям «Антон тут рядом», который включает в себя принципы, важные для взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями и их социализации. Это может лучше поддерживать достойный процесс совместного жизнепроектирования и гражданского партнерства. К сожалению, подобных фондов в современной России единицы, поэтому людям с особенностями физического развития адаптироваться труднее. По данным мониторинга, проведенного Всероссийским обществом инвалидов, из 60 региональных организаций, участвовавших в опросе, только московская указала на то, что оснащение действующих социальных и транспортных объектов элементами безбарьерного доступа осуществляется довольно быстро и с достаточно разнообразным набором используемых приспособлений. В то время как 75% опрошенных заявили об обратном. Многие организации ВОИ также отмечали, что вся безбарьерная «модернизация» уже действующих объектов социальной инфраструктуры «носит едва ли не демонстративно формальный характер» и имеет весьма слабое отношение к реальному решению проблемы барьерной среды.

На индивидуальном уровне мы все должны сыграть свою роль в создании инклюзивного будущего.

Инвалидность была названа крупнейшим меньшинством в мире и является группой, к которой человек может присоединиться в любой момент своей жизни. Покойная активистка движения за права инвалидов Джудит Хойманн предпочитала использовать термин “еще не инвалид”, чтобы подчеркнуть, что все мы на каком-то этапе столкнемся с нарушениями и нетрудоспособностью. Таким образом, мы все можем столкнуться с дискриминацией по принципу физических особенностей. Способ подготовиться к этому – активно признавать личные предрассудки и бросать им вызов, изучать и отстаивать общедоступность и инклюзивность в местах, где вы живете, работаете и учитесь.

Фотогалерея

wyuZmWDm8pU
Поделиться:


Комментарии 0

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии. войти

    смотреть все Последние фото

    OaoMwTFkMyU
    4
    3
    2
    1
    0
    4
    3
    2
    1
    0
    4
    3
    2
    1
    0

    смотреть все Последние видео

    Студенты ЕГУ читают Пушкина
    Круглая дата
    С чего все начиналось
    Добро пожаловать в студенческую жизнь

    Прямой Эфир

    Похожие статьи

    Поздравление с Новым годом

    Культура и общество
    Поздравление с Новым годом

    Студент ЕГУ победитель

    Культура и общество
    Студент ЕГУ победитель "Кубка…

    ЕГУ вошёл в ТОП-10 вузов

    Культура и общество
    ЕГУ вошёл в ТОП-10 вузов

    Встреча с Ассоциацией Добро.рф

    Культура и общество
    Встреча с Ассоциацией Добро.рф

    День людей с открытым сердцем

    Культура и общество
    День людей с открытым сердцем

    Поздравление с Днём Конституции

    Культура и общество
    Поздравление с Днём Конституции

    Квиз «Непобедимый Елец»

    Культура и общество
    Квиз «Непобедимый Елец»

    В память о Героях Отечества и освобождении Ельца

    Культура и общество
    В память о Героях Отечества…

    Выставка, посвященная Елецкой наступательной операции

    Культура и общество
    Выставка, посвященная Елецкой…

    СПИД — не приговор

    Культура и общество
    СПИД — не приговор

    Объединение культур через медиа

    Культура и общество
    Объединение культур через…

    Искусство слова объединяет

    Культура и общество
    Искусство слова объединяет

    Войти на сайт

    Вы можете авторизоваться на сайте через:
    Vkontakte Yandex Google