13 ноября 2020, 00:42 ::: Культура и общество
Пандемия коронавируса преобразовала все сферы жизни человека, но мало чему это пошло на пользу. В качестве мер безопасности в марте 2020 г. в России было принято решение о переводе образовательных учреждений на дистанционный формат. Большинство вузов оказались не готовы к качественному переводу образовательного процесса в онлайн-сферу.
Переход на дистанционное обучение заставил студентов столкнуться с рядом трудностей. Результаты исследования Минобрнауки «Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после нее» показывают, что на первом месте оказалась проблема доступности онлайн-обучения. Выход в интернет имеют только 80% студентов, а техническую оснащенность в виде компьютеров и ноутбуков — 60% обучающихся. Практически половина студентов осталась без возможности слушать лекции и участвовать в практических занятиях.
В ходе образовательного процесса выявились недостатки отсутствия ИТ-стратегии в вузах. Обучение было реализовано в одной из двух моделей: в большинстве вузов преподаватели читали лекции в формате вебинаров, повышали интерактивность процесса. В вузах, где отсутствовала цифровая образовательная среда, была использована преимущественно модель рассылки заданий и их последующая проверка через электронную почту. Студентам нужно было одновременно иметь доступ к платформам Zoom, Skype, Google classroom, Moodle, социальным сетям и мессенджерам. Это усложнило возможность создания единого образовательного пространства.
Отсутствие прямого контакта с преподавателем и однокурсниками стало трудностью для более 50% студентов. Коммуникация исключительно через электронную почту или мессенджеры многими преподавателями воспринимается как работа в дистанционном формате через электронные ресурсы. Однако, это представляется недостаточным для дистанционной формы обучения, студенты не получают обратную связь, большую часть материала приходится изучать самостоятельно.
С онлайн-форматом обучения связана также проблема контроля за знаниями. В условиях дистанционного обучения крайне сложно выявить уровень усвоения и закрепления материала. Например, онлайн-тесты не могут быть объективной оценкой полученных знаний, так как ученик перестает видеть смысл и ценность в самостоятельном выполнении работы. А преподаватель не имеет возможности проверять работу студентов достаточно качественно.
Также по данным исследования, в ходе которого было опрошено более 60 тысяч студентов, в каждом пятом вузе есть направления подготовки, занятия по которым не могут проходить в дистанционном формате. К ним относятся инженерные и медицинские специальности, а также некоторые творческие направления. Ряд профессий невозможно изучать онлайн, отмечается нехватка практической составляющей.
Проблемы, связанные с переходом на дистанционное обучение, не остались незамеченными. Ректоры вузов уже предложили свои варианты для решения ряда вопросов. «В какой-то степени все вузы столкнулись с
проблемой мотивации студентов, в этом смысле преподаватель должен грамотно построить онлайн-занятие, обратить внимание на психологическое состояние учащихся, не везде такие механизмы обучения существовали и были прописаны. Необходимо установить контакт со студентом и закрыть его потребность в коммуникации», — пояснил ректор Московского государственного педагогического университета Игорь Реморенко.
«Настройка образовательного процесса на новые реалии должна носить системный характер, — говорит научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, — Главный урок как раз и состоит в том, что такую проблему надо решать комплексно. Нельзя просто раздать компьютеры и посадить всех в Zoom. Нужно подумать и о бедных студентах, и о лабораторных работах, и о подготовке преподавателей».
Несмотря на существующие недостатки дистанционного образования, у 64 % студентов появилось больше времени на сон, а трети студентов дистанционный формат обучения нравится даже больше, чем очный.
Российская система образования оказалась не готова к стремительному переходу в онлайн. Для решения вышеописанных проблем нужен комплекс методологических мер и финансирования для обеспечения каждого студента и преподавателя техническими составляющими.
Прямой Эфир
Похожие статьи
Комментарии 0